});

Как дети мигранты адаптируются?

Резкая смена окружения особенно тяжело переносится детьми. А если это связано с переездом в другую страну, адаптация проходит еще тяжелее в силу культурных, национальных и языковых различий. В предлагаемом материале рассматривается, как переносят адаптацию в России дети мигранты и связанные с этим вопросы.

Cоциокультурная адаптация детей мигрантов

Наиболее важное звено, от которого зависит успешность ассимиляции нового гражданина – школа и дошкольные учреждения.

На начальном этапе с адаптацией детей мигрантов в школе нередко возникают проблемы, связанные со следующими обстоятельствами:

  • иностранные ученики недостаточно свободно говорят по-русски, что вызывает сложности с освоением школьной программы;
  • снижением самооценки в связи с незнанием особенностей национальной культуры, российских традиций;
  • чрезмерной занятостью родителей;
  • в семье обычно отсутствуют книги на русском языке;
  • бытовой неустроенностью, негативно отражающейся на процессе обучения по причине отсутствия подходящих условий;
  • конфликтами и драками со сверстниками, эмоциональной нестабильностью;
  • недисциплинированностью;
  • недостаточным педагогическим сопровождением процесса адаптации.

Перечисленные проблемы особенно актуальны для учащихся начальных классов. Учитывая, что процентное отношение мигрантов по сравнению с общим количеством учащихся в российских школах неуклонно возрастает, руководству учреждений системы образования необходимо принимать меры по улучшению адаптации этой категории учеников в новой для себя социальной среде.

Cоциокультурная адаптация

Права и защита прав детей мигрантов

Российское миграционное законодательство не оговаривает отдельно права, предусмотренные для детей мигрантов, по сравнению со взрослыми гражданами. Нередко это вызывает серьезные проблемы. Конституционное право, особенно актуальное для подрастающего поколения – получение образования. Учитывая, что возможность оставаться в стране у детей мигрантов распространяется на время действия разрешения, выданного их родителям, часто с учебой возникают сложности, поскольку иностранным гражданам приходится покидать пределы РФ, прерывая детям учебу в школе. Взрослые мигранты, не оформившие ВНЖ, вынуждены каждые девяносто дней вместе с семьей покидать Россию.

Еще одна распространенная проблема – сложности с записью ребенка в детский сад или школу. Многие руководители дошкольных и учебных заведений отказывают в принятии иностранных учеников в школу, требуя предоставить документ, позволяющий им находиться на российской территории. Представители учебных учреждений при этом ссылаются на девятый пункт приказа № 32 Минобрнауки РФ, указывающего на присутствие в качестве дополнительного документа указанной бумаги. Однако не все принимают во внимание, что данное обстоятельство относится только к зачисляемым первоклассникам, а также носит добровольный характер, поскольку такой документ не входит в обязательный перечень. А право на обучение для иностранных граждан в равной степени защищено законом, по сравнению с российскими подданными.

Помимо образования, иностранцы имеют право получать предусмотренную социальную помощь и медицинское обслуживание. А с этим также нередко возникают сложности, особенно если у родителей отсутствуют легальные основания для нахождения на российской территории. Миграционная политика в РФ должна обеспечивать надлежащее соблюдение прав иностранцев, временно проживающих в России, учитывая изложенные обстоятельства.

Обратите внимание! Легальность нахождения иностранцев на российской территории способствует обеспечению их социальной защиты.

Особенности адаптации в детских садах и школах

По причине недостаточного владения русским языком, иностранные учащиеся не всегда способны в полной мере освоить учебную программу и нормально общаться со сверстниками. Нередко это приводит к обособленности и замкнутости ребят, прибывших из других стран (в том числе СНГ), они общаются в узком кругу, состоящем из таких же мигрантов, если в классе оказывается несколько учеников, относящихся к данной категории. Это в значительной степени замедляет обучение русскому языку и создает множество проблем. Ситуация усугубляется тем, что не все педагоги в достаточной степени владеют профессиональными навыками эффективной работы с многонациональным коллективом школьников.

Преодолеть эти проблемы в России призвана программа, изложенная в Федеральном законе №273-ФЗ, принятом в декабре 2012г. и формулирующим основные ценности российской школы и образовательной системы в целом. Согласно указанному нормативу, организация школьного учебного процесса должна обеспечивать:

  1. формирование позитивной атмосферы внутри коллектива и в отношениях с педагогами;
  2. равные права, предоставляемые представителям других национальностей.

Ускорению социокультурной адаптации детей мигрантов должны способствовать комплексные мероприятия следующего характера:

  • социального – помощь детям, требующим особого внимания;
  • информационного – систематизация и изучение имеющейся информации предоставления мигрантам сведений об их правах;
  • психологического – вовремя проведенная консультация специалиста-психолога способна решить многие проблемы.

Перечисленные меры способствуют устранению возможных адаптивных проблем у детей мигрантов. При должном отношении окружающих, что особенно важно для педагогических работников, ребенок, приехавший из другого государства, сможет полностью освоить навыки владения русским языком, получить соответствующий социальный статус и стать полноценным членом коллектива, получив полноценную помощь и поддержку, основанную на взаимном понимании и уважении.

Если вы хотите получить более подробную информацию, воспользуйтесь консультацией нашего бесплатного юриста!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий
  • ;-)
  • :|
  • :x
  • :twisted:
  • :smile:
  • :shock:
  • :sad:
  • :roll:
  • :razz:
  • :oops:
  • :o
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :grin:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!:

Adblock detector